Метод мозгового штурма при изучении иностранного языка.

images (3)Преподавателям иностранных языков хорошо известен метод «мозгового штурма»(мозговая атака, «брейнсторминг»), который основан на стимулировании активности учеников. Главная цель «мозгового штурма» — развитие творческого мышления. Данный метод можно применить как в групповом  до 7 человек, так и в индивидуальном порядке. Участникам «мозговой атаки» предлагают возможные варианты решения проблем, из которых должны быть отобраны подходящие (ставится тайм лимит от 1 до 5 минут). Количество возможных вариантов решений какой-либо проблемы зависит от отобранной темы.

Разновидности «мозгового штурма»:

  1. Метод группового или индивидуального «брейнрайтинга». Идеи обсуждаются в письменной форме. Каждый участник записывает свои идеи и передает другим участникам «брейнрайтинга», последующий ученик дорабатывает ее или добавляет свои идеи. Преимущество данного вида – развитие навыков письменной речи.
  2. Круговой мозговой штурм. Каждый участник дает по одному ответу по кругу. Преимущество – равные шансы для всех.
  3. Участники делятся на группы и предлагают свои варианты в быстром темпе.
  4. Игровой-ролевой метод. Участники по очереди отождествляют себя с другой личностью и дают решения проблем. Атмосфера дружеская и веселая. Предполагается поочередная смена ролей.

Преимущества «мозговой атаки» при изучении иностранного языка: в таком задании нет неправильных ответов, все, что будет сказано будет верным, развивает творческое и ассоциативное мышление, закрепляются в памяти слова и выражения, исчезает языковой барьер.images (4)

На уроке иностранного языка могут быть следующие этапы «мозгового штурма»:

  1. Создание всевозможных вариантов решения проблемы. Все что будет сказано, записывается на доске. Время – 15 мин.
  2. Совместное обсуждение идей. Нужно найти в любом предложении решения проблемы что-то рациональное и постараться объединить их.
  3. Во время второго этапа ученики должны обсуждать идеи и предложения в коллективе. Необходимо найти в любом предложении решения проблемы что-то рациональное и попытаться объединить их.

 

Например, технология мозгового штурма может быть использована на предтекстовом этапе, как интерактивная организация группового обсуждения. Первый шаг — разминка. Преподаватель предлагает ученикам провести мозговой штурм на тему «Teenage life in Britain», которую они проходили на протяжении нескольких уроков, и назвать как можно больше идей, которые ассоциируются у них с этой темой. Следует составить ментальную карту, среди идей будет фигурировать «Teenage problems». Вторым шагом мозгового штурма будет объединение учащихся в мини-группы. Преподаватель четко говорит проблему, которая требует решения. Например, можно предложить провести мозговой штурм в группах по 5 человек по проблеме текста, который предстоит прочитать учащимся «Teenage life in Britain». Главная задача ученика — записать свои мысли перед тем, как прочитать текст, а после его прочтения, сделать вывод, какие проблемы присуще подросткам в Великобритании, а какие свойственны только подросткам России.

Не допускается  критика во время «мозгового штурма». Все предлагаемые варианты решения проблем желательно записывать.

Дать возможность всем желающим выдвигать свои варианты. Чем больше вариантов, тем больше шанс решения проблемы.

 

 

Об авторе

nasiba